Ученые предупредили о возможных последствиях проседания верхних слоев атмосферы

Еще в 80-ых годах прошлого века исследователи климата предположили, что растущая концентрации парниковых газов в земной атмосфере станет причиной повсеместного охлаждения и, как следствие этого, сжатия ее самых высоких слоев. Материалы, опубликованные группой исследователей в издании Journal of Geophysical Research: Atmospheres, впервые продемонстрировали и доказали обоснованность такого предположения.

50 до 100

Влияние растущих выбросов углекислого газа, обусловленных постоянно увеличивающимся объемом техносферы, как известно, привело к так называемому парниковому эффекту. Ученые всего мира заговорили при этом о перспективах глобального потепления. Однако оказалось, что это явление имеет и обратную сторону – происходит охлаждение верхних слоев земной атмосферы. Область, подвергающаяся охлаждению, начинается в верхней стратосфере, заканчивается в нижней термосфере. Ее глубина составляет, таким образом, от 50 до 100 км.

В ходе своего нового исследования исследователи учитывали последние данные о температурном состоянии верхнего слоя атмосферы, полученные с искусственных спутников Земли. Оказалось, что за два минувших десятилетия с 2002 года его толщина уменьшилась на 1,3 км. Это является следствием снижения температуры слоя. Похолодание было неоднородным, зависит от высоты измеряемой области над уровнем моря и варьируется от 2 до 19 градусов по Цельсию.

Однако концентрация углекислого газа является не единственной причиной температурных изменений. Согласно мнению исследователей, влияние СО2 распространяется всего лишь на 340 метров. Основной же фактор снижения температуры – уменьшение солнечной активности в эти годы. Вследствие этого, охлаждающийся воздух, начиная с высоты 60 км, становится более плотным и приводит к уменьшению толщины верхних слоев атмосферы.

Наблюдаемое явление не является катастрофичным: солнечная активность циклична и обратима, а вот проблема парниковых газов заключается в том, что они, накапливаясь, вызывают долгосрочные изменения. Гораздо важнее оценить последствия снижения верхних атмосферных слоев. Вполне возможно, что это приведет к увеличению космического мусора, который вращается вокруг нашей планеты.

Верхние слои атмосферы становятся ниже, уменьшение плотности воздуха уменьшает силу трения, создаваемую молекулами воздуха, и, следовательно, изменяет траекторию движения тех объектов, которые находятся на околоземной орбите. Вследствие этого, фрагменты космического мусора будут разрушаться гораздо медленнее и накапливаться.

Каким образом все это может повлиять на судьбу искусственных спутников, которые запускают люди, изложил в своем исследовании Мартин Млынчак. Срок службы спутников увеличится, что порадует их создателей. Однако вполне возможно, что придется чаще корректировать их траекторию, поскольку вероятность столкновения с увеличивающимся числом различных обломков естественного и искусственного происхождения также возрастет.

Исследование ученых, описавшее глобальное сокращение атмосферы и его возможные последствия для деятельности человека, должно привлечь внимание к этому явлению самых разных специалистов. В частности, придется значительно увеличить расходы на космические программы. В связи с этим, нужно обязательно проанализировать необходимость внесения изменений в космическое законодательство.